Строительство грунтовой дороги
Грунтовые дороги получили широкое распространение как в России, так и в странах Западного мира. Они являются преобладающим типом автострад в сельской местности, а также небольших городах с малой интенсивностью движения. Из 900 тыс. км дорожного полотна России на грунтовку приходится более 150 тыс. км.
Характеристика грунтовой дороги
Главная отличительная черта грунтовых автодорог, обеспечивающая их широкое распространение и востребованность по всему миру - низкая стоимость строительства и содержания. Это обеспечивается за счет использование дешевых материалов и простых технологий на стадии создания дорожного полотна.
Срок службы составляет до 50 лет (при условии соблюдения всех технологий и правильного текущего содержания).
Наиболее значимый недостаток этого типа дорог - низкая прочность покрытия. Грунтовка не выдерживает значительной нагрузки и интенсивного движения автотранспорта, поэтому строительство этого типа дорог допустимо лишь на маршрутах с низкой интенсивностью движения и малым количеством грузовых и тяжелых машин.
Грунтовые дороги очень требовательны к климатическим условиям. В зимне-весенний период для поддержания эксплуатационных свойств грунтовки необходимо осуществлять комплекс дополнительных работ по усилению и укреплению покрытия от распутицы, в летний период для борьбы с пылью дорогу необходимо обрабатывать хлоридом кальция.
Классификация грунтовых дорог
Основные виды грунтовых дорог:
- полевая (2 узкие полосы);
- проселочная (укатанное полотно, иногда обрабатывается грейдером);
- улучшенная (имеет верхнее дорожное покрытие).
Для строительства грунтовых дорог используются грунт, гравий, щебень и песок. В зависимости от основного типа материала выделяют следующие виды грунтовок, различающиеся по своим транспортно-эксплуатационным и потребительским параметрам.
Песчаная грунтовая дорога
Подходит для территорий с минимальной транспортной нагрузкой (в течение суток проезжает не более 10 легковых автомобилей).
Процесс строительства:
- Удаление верхней части грунта.
- Подготовка "дорожного корыта", уплотнение его стенок и основания.
- Засыпка в "корыто" песка.
- Утрамбовка верхнего слоя с помощью катка.
Основной недостаток песчаных дорог - быстрое разрушение покрытия ливневыми дождями и талыми водами. Так как дорога не возвышается над окружающей территорией, песчаный слой быстро подвергается размыву осадками и стоками.
Щебеночная грунтовая дорога
Предназначена для территорий с регулярным автомобильным движением. Добавление щебня позволяет повысить прочность дорожного покрытия: мелкие частицы материалы заполняют промежутки между крупными, повышая тем самым плотность полотна.
Строительство грунтовых дорог из щебня осуществляется в 3 этапа:
- Создание "дорожного корыта".
- Застил нижнего горизонта щебнем крупной фракции (40х70).
- Застил верхнего горизонта щебнем более мелкой фракции (40х20).
Построенная по данной технологии грунтовая дорога может использоваться для транспортного сообщения между сельскими населенными пунктами, а также для благоустройства неоживленных улиц.
Песчано-гравийная грунтовая дорога
Дороги данного типа создаются на территории коттеджных посёлков. По эксплуатационным характеристикам она чуть превосходит грунтовку из щебня, отличается невысокой стоимостью строительства и быстрой укладкой.
Для застила грунтовых дорог этого типа используется песчано-гравийная смесь. Алгоритм строительства аналогичен созданию грунтовых дорог из щебня.
Основной недостаток - малый срок эксплуатации. Дорога быстро разрушается водными стоками, осадками, а также в результате сезонных температурных колебаний.
Послойная грунтовая дорога
Наиболее устойчива к внешним воздействиям и транспортной нагрузке. Дороги этого типа могут создаваться в любых климатических зонах России, они подходят как для проезда легковых автомобилей, так и для грузового и тяжелого автотранспорта. Устойчивы к температурным перепадам, большому количеству жидких и твердых осадков.
Для застила послойных грунтовых дорог используются песок и гравий. Технология строительства:
- Обустройство "дорожного корыта".
- Застил нижнего слоя песком, обеспечивающим хороший дренаж и отвод сточных вод.
- Застил верхнего слоя мелким щебнем, способствующим уплотнению структуры дорожного полотна.
Этапы строительства грунтовых дорог
Большинство грунтовых дорог полевого и проселочного типов образуются естественных путем, в результате утрамбовки почвенного слоя автомобильным транспортом. Строительные работы требуются для создания улучшенных грунтовых дорог с более высокими эксплуатационными характеристиками и потребительскими свойствами, а также возможность круглогодичного использования.
Компания Транском осуществляет услуги по строительству и усилению грунтовых дорог, как в городской, так и в сельской местности:
- геологические изыскания;
- исследование климатических условий местности;
- составление рабочего проекта и сметной документации, согласование бюджета работ;
- уплотнение грунтового слоя;
- создание "дорожного корыта";
- застил основания грунтовой дороги ("дорожная подушка");
- застил верхнего слоя дорожной одежды из щебня, гравия или песка;
- уплотнение и обработка дорожного покрытия.